Признаки неисправности форсунок дизельного двигателя
Дизельные моторы характеризуются высокой надежностью и длительным сроком службы. Однако, как и любой другой механизм, двигатель подвержен износу и может выйти из строя. В первую очередь на стабильность работы двигателя влияет качество топлива. К сожалению, на многих заправках в странах бывшего СССР оно недостаточно высокое. Если говорить о бензиновых моторах, то форсунки отремонтировать невозможно. Дизельные же — во многих случаях подлежат восстановлению. Чтобы понять, когда это возможно, необходимо разобраться в принципах их работы и причинах поломки.
Принцип действия дизельных форсунок
Рассмотрим принцип действия на примере простейшей форсунки с одной пружиной. В ее боковой части имеется канал, по которому подается дизельное топливо. Внутри сопла расположена камера, в которой установлена подвижная перегородка с иглой и пружиной. Когда давление увеличивается, перегородка перемещается, игла поднимается, и дизтопливо подается в распылитель.
Приведенный принцип действия актуален для простейшего сопла. На практике в дизельных двигателях устанавливаются более сложные детали. В современных дизельных моторах могут быть установлены пьезоэлектрические, электрогидравлические и насос-форсунки.
- Пьезоэлектрические форсунки. Для перемещения пружины предусмотрен пьезоэлектрический элемент. Это обеспечивает экономию горючего и более плавную работу мотора.
- Электрогидравлические форсунки. Внутри – сливной и впускной дроссели, электромеханический клапан. Функционирование всех компонентов регулирует ЭБУ.
- Насос-форсунки. Они используются в силовых агрегатах, оснащенных ТНВД. Внутри этих устройств находятся плунжеры, которые регулируют давление впрыска топлива.
Дизельные двигатели присутствуют не только в легковых автомобилях, но также в грузовиках и спецтехнике. Для коммерческого транспорта существует специальный регламент обслуживания. Поскольку такие машины эксплуатируются в сложных условиях, диагностика и техобслуживание должны осуществляться чаще.
Из-за чего форсунки могут выйти из строя?
Неисправности форсунок дизельного двигателя могут быть обусловлены различными причинами. Чаще всего автовладельцы сталкиваются с трудностями из-за того, что машина эксплуатируется в сложных условиях. Существует ряд факторов, которые чаще всего приводят к выходу из строя топливных форсунок.
- Некачественное или загрязненное горючее. Из-за этого форсунки засоряются. Это приводит к неравномерному впрыску топлива и нестабильной работе мотора.
- Снижение давления впрыска. Это может быть обусловлено повреждением пружины или выработкой шайбы.
- Разгерметизация корпуса форсунки. Из-за деформации корпуса в местах стыка может быть нарушено герметичное соединение. Чаще всего такая неполадка возникает после нескольких ремонтов форсунки, поскольку деталь может быть деформирована при снятии.
- Наличие металлической стружки и других посторонних примесей. Это приводит к преждевременному износу форсунок.
Причиной неисправности сопла также может быть коррозия, возникающая при эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.
Основные признаки неисправности
Неполадки проявляются по-разному. Если причиной является неравномерное распыление, могут иметь место такие признаки неисправности форсунок дизельного двигателя:
- падение мощности мотора;
- выхлоп сизого цвета;
- стук под капотом;
- троение двигателя, вызванное поломкой одного или нескольких цилиндров.
Если ошибка возникает из-за износа шайб или пружин, можно обнаружить следующие симптомы:
- темно-серый или черный цвет отработанных газов;
- нестабильное функционирование двигателя.
Если поломка состоит в том, что форсунка теряет герметичность, то в местах подключения корпуса могут возникнуть утечки.
Стук при неисправности форсунок
При неисправности дизельных форсунок наблюдается стук в моторном отсеке. Посторонние звуки могут иметь различную громкость, интенсивность и силу.
Если стук слабый, вы можете продолжать управлять автомобилем, но рекомендуется посетить сервисный центр и провести диагностику. Более громкий и интенсивный стук может указывать на серьезные сбои в работе двигателя. В этом случае рекомендуется приостановить эксплуатацию автомобиля до устранения неполадок.
Следует также определить систематичность постукивания. Если это происходит внезапно, это может указывать как на начало проблем с двигателем, так и на незафиксированный генератор.
Если во время вождения постоянно возникает стук, нужно приехать к мастерам и провести диагностику машины.
Троение двигателя
Если выработка топливной форсунки приводит к уменьшению интенсивности впрыска топлива, двигатель может начать нестабильно функционировать (троить). Это обусловлено тем, что горючее подается в цилиндры неравномерно, поэтому двигатель дрожит на разных оборотах. Чтобы решить эту проблему, вам необходимо произвести чистку, ремонт или замену форсунок. До установки форсунок нужно произвести регулировку инжектора.
Особенности ремонта форсунок дизельных двигателей
Если появились признаки неисправности дизельных форсунок, желательно обращаться к профессионалам. Не рекомендуется ездить на транспортном средстве в таком состоянии, поскольку это может привести к серьезным проблемам (вплоть до того, что автотранспорт перестанет заводиться).
Работу по устранению неисправности форсунок дизельного двигателя лучше доверить специалистам. В сервисных центрах есть специальные стенды для проверки и регулировки сопел.
Самостоятельный ремонт возможен лишь при незначительных поломках. Как правило, не рекомендуется пытаться устранить поломку своими силами. Неправильный монтаж и настройка форсунок могут привести к серьезным сложностям в функционировании двигателя.
Диагностика неисправности
Определить неисправность форсунок дизеля можно по звуку. С той стороны, где появляется стук, инжекторная система неисправна, и она не создает нормальное давление при поступлении горючего. Для диагностики электронных форсунок можно использовать стрелочный тестер или цифровой/аналоговый мультиметр.
Последовательность работы:
- Необходимо найти нормальное сопротивление форсунок в спецификациях запчастей или в руководстве пользователя транспортного средства.
- Выключите зажигание и отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
- Отсоедините разъем от сопла, используя тонкую отвертку.
- Переведите измерительный прибор в режим измерения сопротивления.
- Определите значение сопротивления между электроконтактами.
Если полученное значение сильно отклоняется от нормативного, инжектор следует извлечь из двигателя, отрегулировать или заменить.
Что требуется для ремонта?
Оборудование для ремонта выбирают в зависимости от задач и сложности неисправности. Можно выделить следующие категории оборудования:
- Профессиональные станции. Используются для проверки топливных систем любого автомобиля и спецтехники. Такое оборудование позволяет выявить любую проблему на ранней стадии. Профессиональные станции могут позволить себе только крупные автотехцентры.
- Испытательные стенды инжекторов. Такие установки довольно эффективны и имеют относительно низкую стоимость. Испытательные стенды могут быть установлены даже в небольших мастерских.
- Индивидуальные тестеры. Портативные устройства для обнаружения неисправностей. Они позволяют проводить диагностику как в условиях сервисного центра, так и самостоятельно.
- Электронные измерительные приборы. Используется для регулировки форсунок.
- Слесарный инструмент.
- Ультразвуковая ванна для чистки.
Поскольку для осуществления диагностических и ремонтных работ требуется специальное оборудование, произвести работы самостоятельно сложно. Это возможно сделать лишь при наличии незначительных дефектов, не требующих сложного ремонта.
Процедура снятия форсунок с двигателя
При ремонте неисправности дизельных форсунок нужно снять поврежденную деталь. Во-первых, вам нужно определить их положение и подготовить необходимые инструменты:
● отвертки;
● ключи;
● плоскогубцы.
Как правило, форсунки расположены на направляющей. Чтобы получить к ней доступ, вам нужно удалить воздушный фильтр и фитинги.
Горючее подается под давлением. В целях безопасности при демонтаже инжекторов необходимо снизить это давление. Для этого мастеру нужно нажать на предохранительный клапан, предусмотренный в конструкции инжектора.
После этого необходимо отсоединить от каждого сопла электропровода, соединяющие его с бортовым компьютером. Для этого можно взять тонкую отвертку, чтобы согнуть пружинные крепления на клеммах.
Затем вам нужно открутить два болта, которыми закреплена топливная рейка. Рельс нужно отделить от впускного коллектора. Форсунки демонтируются вместе с топливной магистралью.
Иногда бывает трудно разобрать инжекторную систему. Под действием высоких температур форсунки приклеиваются к головке блока цилиндров. Тогда чтобы избежать срыва резьбы, следует использовать экстрактор. Действуйте осторожно, чтобы не нанести повреждения головке блока цилиндров и самому соплу.
Как можно разобрать форсунку дизельного двигателя?
Чаще всего бывает достаточно заменить фильтр, чтобы восстановить форсунку. Он расположен в верхней части корпуса, где деталь подключается к топливному шлангу. Вы можете использовать саморез, чтобы извлечь фильтр. Его нужно вкрутить в корпус на несколько оборотов, а затем достать вместе с фильтрующим элементом.
Вместо снятого фильтра должен быть установлен новый. Также требуется установка уплотнительного кольца. Фильтр удерживает примеси в составе топлива, защищая инжекторную систему от износа.
Ремонт и настройка дизельных форсунок требуют определенных навыков. Если их нет, лучше проконсультироваться со специалистами.
Установка форсунок на двигатель после ремонта
Перед установкой насадки необходимо смазать резьбу. Для этого стоит использовать медную или графитовую смазку.
Вы должны ввернуть распылитель руками без использования гаечного ключа. В некоторых случаях может потребоваться дополнительная очистка резьбы в головке цилиндра. Установка сопла во время завинчивания должна быть строго резьбовой.
Когда насадка полностью прикручена к резьбе, необходимо окончательно затянуть ее ключом. После установки сопла необходимо подключить его к трубопроводу высокого давления. Перед этим рекомендуется промыть трубки чистым дизельным топливом.
После подключения трубок нужно произвести установку крепежных пластин, которые предотвращают их колебание. После установки нужно устранить завоздушивание, после чего можно запустить двигатель. Для удаления воздуха из системы могут потребоваться различные действия:
- прокрутка двигателя с помощью стартера;
- используйте ручной бустерный насос. В некоторых случаях необходимо снять корпус топливного фильтра.
Как увеличить ресурс дизельных топливных форсунок?
Чтобы увеличить срок службы топливных форсунок дизельного двигателя, следует заправляться на проверенных АЗС. Качество топлива напрямую влияет на срок службы сопел двигателя. Для повышения качества горючего можно применять специальные добавки. Кроме того, вы должны:
- предотвратить попадание воды в топливо;
- систематически проводить диагностику автомобиля;
- обращаться к квалифицированному специалисту для диагностики и ремонта.
При первых же симптомах неполадки сопел следует как можно быстрее обратиться к специалисту. Диагностика с использованием специального оборудования позволит выявить проблемы на ранней стадии и устранить их без больших затрат.