Топливные насосы (ТНВД)
ТНВД: особенности конструкции и типичные неисправности
С необходимостью создания топливного насоса высокого давления (ТНВД) столкнулся ещё Рудольф Дизель в 1893 году. Использованный им плунжерный (поршневой) тип нагнетания применяется и в современных топливных насосах дизельных двигателей, обеспечивая превышение давления впрыска топлива над давлением в цилиндре блока ДВС примерно в 20 раз.
Устройство ТНВД дизельного двигателя
Сегодня существует ряд конструктивных исполнений топливных насосов зависящих от вида привода и способа управления впрыском.
Различают два способа впрыска:
- непосредственный – в момент хода нагнетания поршня насоса, происходит впрыск топлива через форсунку, при этом цилиндр ТНВД соединён с конкретной форсункой;
- аккумуляторный – ТНВД нагнетает топливо в аккумулятор высокого давления, откуда оно подаётся на форсунки, в данном случае насос может являться частью системы Common Rail.
По конструкции топливные насосы дифференцируются на:
- рядные – плунжерные пары (цилиндр+поршень) располагаются в ряд, один за другим или V-образно, топливо подаётся от плунжера к форсунке;
- распределительные – распределение топлива между форсунками осуществляется механическим способом или посредством электроники;
- магистральные – данные насосы нашли широкое применение в аккумуляторных системах подачи топлива.
Не зависимо от вида, общими деталями ТНВД являются:
- плунжерная пара – цилиндр-поршень;
- приводной вал;
- пружина возврата поршня;
- подводящий и отводящий клапаны;
- перепускной клапан;
- штуцеры подключения топливопроводов.
Вал насоса приводится в движение посредством механической передачи вращения от коленвала ДВС или гидромотором - в случае с крупнотоннажной дорожной и спецтехникой.
Важным элементом системы подачи топлива на форсунки дизельного двигателя является топливный насос низкого давления, подающий топливо к ТНВД с давлением равным примерно 5 барр.
Причины неисправностей ТНВД
Основными причинами выхода из строя насоса высокого давления являются:
- некачественное топливо;
- несоответствие топлива сезону эксплуатации;
- несвоевременная замена топливного фильтра;
- использование неоригинального топливного фильтра;
- нарушение режимов управления впрыском, со стороны бортовой электроники;
- несвоевременное или некачественное техническое обслуживание.
Любая из перечисленных причин может привести к следующим дефектам:
- появление люфта между поршнем и цилиндром в плунжерной паре – за счёт чего невозможно достичь необходимого давления в трубопроводах подачи топлива к форсункам;
- засор топливных каналов высокого давления – в результате нарушается режим дозирования и равномерность подачи топлива;
- деформация или износ деталей привода – может привести к заклиниванию и прекращению подачи топлива.
Своевременное и правильное техническое обслуживание, позволит выявить дефекты на ранней стадии и не допустить изменения режимов работы двигателя.
Диагностика ТНВД
Даже при своевременном и правильном проведении регламентных работ могут появиться симптомы, свидетельствующие о необходимости провести экстренное ТО. Первыми признаками указывающими на проблему могут быть:
- трудности при запуске двигателя – необходимо иметь в виду отличия пуска дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, особенно в зимний период;
- нестабильная работа ДВС – толчки, неравномерное вращение коленвала;
- потеря мощности; внезапная остановка ДВС;
- повышенный расход топлива.
В зависимости от дефекта, неисправность насоса высокого давления можно диагностировать как при помощи бортового компьютера, так и на специальном стенде.В результате имитации работы насоса необходимо измерить значение давления на выходе и расход топлива. Обычный визуальный осмотр не даст представления о дефектах ТНВД.
Ремонт ТНВД
В случае выхода из строя, целесообразно купить ТНВД и заменить полностью. Необходимо учитывать, что топливный насос – сложный механизм, а его детали подобраны друг к другу на заводе изготовителе и имеют повышенные требования к точности. Поэтому стремление сэкономить может не привести к восстановлению работоспособности насоса.
В специализированных компаниях можно купить топливный насос дизельного двигателя и комплекты оригинальных запасных частей к элементам системы подачи топлива, воспользовавшись каталогом ТНВД.
Необходимо иметь в виду, что в случае ремонта, плунжерная пара подлежит замене комплектно, а не по отдельности, при этом ресурс восстановленного насоса значительно ниже нового.
Производители насосов высокого давления
Прежде чем купить дизельный ТНВД необходимо определить, какому производителю отдать предпочтение.
В нашем интернет магазине представлены ТНВД цена которых соответствует уровню качества и репутации бренда.
- Zexel, Siemens, Bosch, Denso, Delphi – разрабатывают и производят насосы для топлива рассчитанные на широкий спектр дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей, а также спецтехники.
- Mefin и Doowon – специализируются на топливных насосах для силовых агрегатов погрузочной техники, автотранспорта для бизнеса и спецтехники.
Функционал нашего интернет магазина позволяет подобрать оригинальную модель или аналог ТНВД, с характеристиками идентичными требуемым, согласно руководства по эксплуатации дизельного двигателя. В ассортименте топливная аппаратура для экскаваторов Volvo и Komatsu, бульдозеров и фронтальных погрузчиков Caterpillar, экскаваторов JCB, а также другой дорожной, карьерной и строительной техники.
Также у нас можно приобрести топливные насосы совместимые с Сommon rail – для самых актуальных систем подачи топлива разработанных компанией Bosch.